Полезная информация
Главные требования к ступенчатым коробкам передач
Коробка
передач играет ключевую роль в передаче крутящего момента на колеса авто. От
эффективности ее работы зависят многие параметры.
Широко
распространены четырех- и пятиступенчатые КПП. Коробки с большим диапазоном
переключений устанавливаются на грузовики. Близкие передаточные числа позволяют
многотонному автомобилю с грузом плавно разгоняться, обеспечивая комфорт для
водителя.
Какие требования выдвигают к коробкам?
Механизм
переключения передач прошел долгий путь совершенствования. Современная коробка
– это не просто набор шестерен для разных положений. Это сложное устройство, к
которому устанавливаются определенные требования, а именно:
- обеспечение
лучшего баланса между динамикой и экономичностью топлива;
·
большой коэффициент
передачи мощности без потери на узлах;
·
низкий уровень шума;
·
плавность
переключения;
·
блокировка
одновременного включения двух передач;
·
фиксация передач без
внезапного выключения;
·
надежность всех
узлов;
·
легкость управления и
обслуживания;
·
малые размеры и
масса.
Важный
параметр – количество ступеней в трансмиссии. Правильный выбор их числа
позволяет сформировать идеальную диаграмму передачи мощности с двигателя на
колеса. Здесь есть один нюанс – нельзя просто увеличивать количество ступеней
без надобности. Много передач создают большую «дыру» во времени подачи
крутящего момента.
Удобство для автомобилистов
В
управлении машиной для водителя главным является комфорт при работе с коробкой,
он занимает первые места в списке требований. Он зависит от ряда факторов:
·
конструкции самой
коробки;
·
способ включения
передач;
·
типа привода.
Современные
коробки имеют в своем арсенале классические шестерни, муфты, узлы
синхронизации, пакеты фрикционов и электроклапана, управляющие их смыканием.
Самый простой в реализации способ – переключение подвижн
ыми шестернями. Но самостоятельно они не могут дать плавность передачам, поэтому к ним добавляются узлы для снижения нагрузок.Некоторое
улучшение в работе добавляют зубчатые муфты, но самыми надежными и безударными
являются синхронизаторы. Они позволяют ступеням легко включаться в момент
отсоединения потока мощности сцеплением.
Шум,
исходящий от коробки, может быть следствием работы прямозубых шестерен. Они
редко применяются на современных коробках, зачастую устанавливаются косозубые.